Город

«Велодорожку мало нарисовать на тротуаре»: Александр Жиров о культуре велосипедной жизни в Омске и в Польше

Омские тротуары поделили между пешеходами и велосипедистами — где-то обычной краской, а где-то специальным покрытием. Но пешеходы все равно ходят по велодорожкам, а велосипедисты ездят по тротуарам. Недавно Велоклуб «Цепная реакция» начал обучать безопасной езде по дорогам, но курсов о культуре велосипедной жизни пока нет. Александр Жиров побывал в Польше и у себя в блоге сравнил, как проектируют и как пользуются велодорожками в польских городах и у нас. Публикуем текст с разрешения автора.


Веловендетта

Говорят, в Омске идёт война между велосипедистами и пешеходами. Глава депспорта Омска Михаил Расин рассказал, что омичи массово ходят по велодорожкам, не уступая место тем, для кого, собственно, велодорожки были сделаны — велосипедистам. Согласно опросам, 47% омских пешеходов (выборка — 1100 участников крупной группы «Аварийной Омск» вконтакте) ходят по велодорожкам постоянно, а 7% делают это принципиально. При этом в Омске-то с велодорожками как раз всё нормально — если сравнивать с другими городами Сибири. Культура велосипедной жизни у нас в Прииртышье вполне себе развита, а велодорожки протянулись почти по всему городу: от Зелёного острова до Речного порта можно проехать по специальным вполне цивилизованным велодорожкам, разве что городок Нефтяников оторван от остального Омска — но и здесь есть отремонтированная улица Андрианова, где велодорожки предусмотрены были в проекте улицы, и Советский парк, где велодорожки тоже есть, и вполне качественные — как для экстремалов, так и для начинающих.

Однако же — вот с каким трудностями сталкиваются велосипедисты в Омске, проезжая по «своей» территории.




Понятно, здесь есть вина проектировщиков: дорожку мало нарисовать на тротуаре — надо ещё и развести потоки пешеходов и велосипедистов. Как это сделано на Иртышской набережной, кстати. Хороший пример в этом плане показывают европейские города. Например, Гданьск:



Здесь, обратите внимание, велодорожки — а они есть по всему городу — отделены от тротуаров зелёным газоном. Соответственно, конфликт разрешён мирным путём — никто не залазит ни на чью территорию. Но для этого, конечно, нужно иметь дополнительное место на тротуаре — в Омске не все улицы могут себе это позволить — во многих районах проезжая часть подходит вплотную к домам, так что роскошью считаются уже тротуары для пешеходов, не то что велодорожки.



Если ширина тротуара не позволяет сделать велодорожку, можно вынести её на проезжую часть, но обозначить для автомобилистов, что приоритет на этой полосе имеют исключительно люди, жмущие на педали своих железных коней. Это тоже Гданьск, в районе Университета.



В том же Гданьске для велосипедистов есть даже отдельная «зебра», а кнопки для светофора, которые надо нажать, чтобы загорелся красный свет для автомобилей, расположены на удобной велосипедистам высоте. Краков не такой велосипедный город, как Гданьск, но их велодорожка вдоль Вислы — это одна из городских «гордостей».



Хотя, конечно, в Кракове можно гордиться многим другим. И вот, смотрите, эта краковская велодорожка мало чем отличается от омской. Но при этом все чётко соблюдают правила. Даже спешившийся велосипедист (внизу снимка) вышел на пешеходную дорожку, чтобы не нарушать скоростной режим коллег. При этом велодорожки в Польше есть не только в крупных городах. Вот, например, Румя — пригород Гдыни, город с населением что-то около нашей, омской Тары. И тем не менее — не только знаки, но чёткое зонирование присутствует.



И при этом, заметьте, никто не ходит по велосипедным дорожкам — ни случайно, ни принципиально. А ведь велосипедная культура в России — и Омск здесь на первых ролях, кстати — уже довольно развита. Сегодня сложно найти человека, у которого не было бы своего велосипеда или который не брал бы по выходным велосипед напрокат. К слову о прокате — почему-то у нас не могут создать свою сеть проката: чтобы взял велосипед в одном месте, а вернул его в другом. Не очень удобно, когда тебе нужно время, на которое ты берёшь велосипед, делить на два — чтобы предусмотреть обратный путь.



В польской Торуни действует обычная для европейских городов система: регистрируешься на сайте, покупаешь карту, берёшь велосипед на автоматизированной парковке, катаешься, оставляешь его на другой такой же парковке в другом конце города. И ведь при этом, заметьте, в Омске не нужно никаких дополнительных сверхзатрат на организацию автоматической системы. Владельцы прокатов могли бы объединиться в «конгломерат» сами, использовать простейшие информационные системы вроде Google Doc, а передвижение велосипедов отслеживать с помощью GPS-маячков.

P. S. Конечно, это не чисто омские проблемы. На заглавном фото, например, Самара — очень велосипедный город. Здесь роллеры не видят границы между тротуаром и дорожкой, хотя она обозначена зелёным цветом.

Теги: