Искусство

Арт-группа Наденька: Просто никто не знает, что ты художница

Художницы из объединения «Наденька» рассказывают о себе, швейном кооперативе, феминизме, искусстве и жизни.

В 2016-м мы поговорили с «Наденькой» в их любимом омском ДК в Нефтяниках, но только сейчас публикуем это интервью. За два года кое-что успело измениться: например, швейный кооператив, о котором художницы много рассуждают, перестал существовать, поскольку «Наденька» поняла, что ее больше интересует искусство и арт-активизм, чем производство одежды как таковое.

В интернете существует всего пара осмысленных текстов о деятельности «Наденьки»: в Blind Field и Aroundart. Ниже — вступление к интервью. Если хотите почитать большой материал с фотографиями, в котором «Наденька» сама рассказывает обо всем, вам сюда.


Глава нулевая, в которой мы рассказываем об омском и не только омском контексте появления «Наденьки»

"Наденька" появилась осенью 2014-го и сейчас живет в трех разных городах — Омске, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Художницы сами определяют себя как творческое объединение и швейный кооператив, передвижной кружок рукоделия и малярно-строительный цех. А еще это партизанский отряд, личный дневник и история дружбы Анастасии Макаренко, Алены Исаханян, Марии Александровой, Надежды Валецкой, Марии Рыбки и Оксаны Усольцевой (покинула группу в 2017-м).

Объединение художниц — одно из немногих в России, которое обращается к феминистской повестке с помощью традиционного вида женского труда. «Наденька» шьет и делает инсталляции о положении женщины в обществе, гендерном разрыве в оплате труда, сексуальной объективации и домашнем насилии. Созданная 8 марта 2016-го инсталляция «С праздником! Всех прав!"привлекала внимание не только феминистских и арт-сообществ в интернете, но и попала на первую Триеннале современного российского искусства в музее «GARAGE» в 2017-м. «Наденька» изобразила на женском белье даты получения женщинами основных прав — всем им меньше ста лет.

В России и других странах «Наденька» известна своими вышивками феминистского содержания на одежде и предметах домашнего обихода. Издание Aroundartсчитает это «эстетикой нерыночного предмета», неутилитарностью бытовых утилитарных вещей и отголосками раннесоветского авангардного опыта по растворению искусства в жизни. «Наденька» выставлялась в музее «Искусство Омска» и в омской неформальной галерее «Левая нога», на Триеннале современного российского искусства в Москве, Уральской индустриальной биеннале в Тюмени и на выставке dis/order в Аахене. Каждая вещь, снятая с этих выставок, может быть использована по назначению.

Долгое время в Омске «Наденька» была известна как группа художниц-организаторок городских проектов. Основной состав собрался вокруг деятельности фотошколы «Событие». Художницы выступали организаторами курсов, образовательных и фестивальных проектов школы, затем стали проводить феминистические чтения и перезапустили лекционный формат о современном искусстве — каждый участник мог стать лектором.

Во время первых урбанистических инициатив, работавших с быстрыми изменениями среды — «Лето в Центре» группы Public Speech и проектной лаборатории «Город своими руками» Института «Стрелка», — «Наденька» одна из первых заговорила о культуре участия. На фестивале паблик-арта «Пространство множественности» группа решила работать с жителями в проекте «Другие берега». Художники-активисты преобразовали один из дворов городка Нефтяников: благоустроили территорию и провели несколько событий, чтобы выстроить горизонтальные связи между жителями, преодолеть отчужденность от среды, в которой они живут, и создать дворовое сообщество.

Создание в 2015-м независимого культурного центра — Лофта КВЦ — напрямую не относится к деятельности объединения, но именно художницы «Наденьки» и их друзья организовали независимую площадку на окраине города, где проходили выставки, кинопоказы, воркшопы по ресайклингу и находилась временная мастерская швейного кооператива.

Экспериментируя с городской повесткой, «Наденька» в итоге выбрала искусство, сейчас участвует в исследовательских выставках и работает над проблемами социального неравенства, в том числе гендерного.